ГЛАВНАЯ   |    ГАЛЕРЕЯ   |    КОНТАКТЫ   |    ENGLISH  
ПРАВОСЛАВНАЯ МИНИАТЮРА
истоки и традиции

Так называется выставка, явившаяся частью программы международных выставок православного искусства «Свет миру», которые проводятся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Открылась она в помещении Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации и будет проходить здесь с 5 апреля по 29 апреля 2008 года. На выставке представлены более 300 уникальных экспонатов православной миниатюры из собраний московских коллекционеров, а также лучшие работы современных мастеров в жанре иконописи, резьбы, финифти, литья.

Благодатные лучи чтимых святынь на протяжении многих веков ярко освещали уклад жизни и быт наших благочестивых предков, бережно хранивших в своих семьях образки, крестики, складни, передавая их из поколения в поколение. Об этом говорилось в приветственном послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II организаторам, участникам и гостям международной выставки «Православная миниатюра. Истоки и традиции», приуроченной к 1020-летию Крещения Руси. Послание Его Святейшества зачитал благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы протоиерей Сергий Киселев. Там есть такие слова: «Выставка показывает, что Православие оказало определяющее влияние на народное творчество и культуру России – традиции лаковой миниатюры восходят к иконописи, а ростовская финифть, филигрань, резьба, медное литье развивались как церковные ремесла. Современная часть экспозиции убеждает нас, что традиции православного искусства живут и развиваются современными мастерами, которые бережно воплощают священные образы в малые формы».
   Председатель Оргкомитета выставки декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева протоиерей Александр Салтыков сказал в день открытия выставки:
   – За последние пятнадцать-двадцать лет мы стали часто повторять слова Экклезиаста: «Время собирать камни». Действительно, для того, чтобы что-то построить, нужны драгоценные камни. В этой выставке участвует большое количество людей, которые, я бы сказал, собирают драгоценные камни, рассеянные в тяжелые времена, когда народ потерял веру и оказался на краю пропасти. Если внимательно присмотреться ко внешней и внутренней жизни общества, то можно увидеть, что пропасть близка к нашим ногам. И эти «камни» от многого могут нас удержать, направить в нужную сторону. Замечательно, что устроена такая выставка. Прекрасно, что проходит она в рамках программы международных выставок, носящих название «Свет миру». Миру нужен свет, иначе мы все погрузимся во тьму.
   По словам отца Александра Салтыкова, представленные на выставке экспонаты имеют громадное духовно-нравственное значение.
   – Я уверен, что луч света в нашем темном царстве от этой выставки воссиял! – заключил свое выступление пастырь.
   Заместитель председателя Оргкомитета выставки генеральный директор Центра православных ремесел «Русский Афон» Леонид Леонидович Ежов подчеркнул, что эта выставка уникальна еще и тем, что она основывается на частных коллекциях московских коллекционеров, и большинство из представленных экспонатов выставляются впервые. Леонид Леонидович от всей души поблагодарил тех людей, которые в течение десятилетий собирали бесценные коллекции, восстанавливали их и бережно хранили, а теперь представили на суд зрителей – Андрея Юрьевича Мелашенко, Алексея Сергеевича Жарикова, Николая Ивановича Давыдова, Сергея Александровича Астахова.
Леонид Леонидович Ежов; протоиерей Александр Салтыков; протоиерей Сергий Киселев
Леонид Леонидович Ежов – заместитель председателя Оргкомитета выставки генеральный директор Центра православных ремесел «Русский Афон»;
протоиерей Александр Салтыков – председатель Оргкомитета выставки декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева;
протоиерей Сергий Киселев – благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы
Слова сердечной благодарности прозвучали и в адрес экспертов Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева  Светланы Витальевны Гнутовой  и Музея декоративно-прикладного и народного искусства  Людмилы Леонидовны Пироговой.  Это они подготовили концепцию самой выставки и помогли воплотить ее в жизнь. Особая благодарность была высказана Президенту Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации Велене Романовне Островской, предоставившей помещение для выставки и тоже оказавшей огромную практическую помощь в ее организации.
   Много людей приложили усилия, чтобы на выставке «Православная миниатюра. Истоки и традиции» были представлены прекрасные редчайшие образцы христианской культуры. Среди них – названный Леонидом Леонидовичем Ежовым известный коллекционер Сергей Александрович Астахов. Являясь членом Дворянского собрания, он через руководство собрания обратился к тем собирателям, у которых намоленные святыни-миниатюры представляют собой семейные реликвии, что передаются по наследству. И многие из них откликнулись.
   – Выставка получилась не камерная, а масштабная, – поделился своими впечатлениями Сергей Александрович. – Если в первом зале мы погружаемся в древность, в прошлые века, то во втором, где находятся работы современных мастеров, можем искренне возрадоваться, что годы лихолетья не уничтожили, не вырвали с корнем традиции православного искусства. Оно живет, развивается!
член Дворянского собрания, известный коллекционер Сергей Александрович Астахов; кандидат искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея им. Андрея Рублева Светлана Витальевна Гнутова
Сергей Александрович Астахов – член Дворянского собрания, коллекционер;
Светлана Витальевна Гнутова – кандидат искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея им. Андрея Рублева
– В первом зале есть совершенно уникальные вещи, – произнесла кандидат искусствоведения Светлана Витальевна Гнутова, подводя гостей к началу экспозиции. – Например,  тельные крестики V – VII веков,  найденные во время археологических раскопок в Крыму. Или  кресты-энколпионы  с территории Киевской Руси. Их верующие носили поверх одежды, и это был ясный признак принадлежности к христианам. Много представлено медных литых икон. Пришедшее к нам из Византии медное литье укоренилось именно в России – и нигде больше! Русские мастера передавали его традиции из рода в род. Также только лишь в Византии и на Руси были такие изделия, как змеевики. На лицевой их стороне изображались христианские образы: например, Никиты бесогона (поражающего бесов), других демоноборцев – святых великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата и Феодора Тирона. А на обороте – гнездо змейки. И там же помещалась заклинательная надпись – заговор против болезней. Очень интересен вон тот маленький крестик, имеющий надпись: «Стяжал раб Божий в 1394 году», то есть во времена преподобного Сергия Радонежского. Крестик был найден возле храма Успения Божией Матери в Звенигороде. Такое маленькое свидетельство XIV столетия… Большинство экспонатов в первом зале по праву можно назвать раритетами. Взять хотя бы панагию  под хрусталем с изображением  Святителя Николая Мирликийского.
   Невозможно пройти и мимо резного Афонского креста XVIII века или просто бросить на него беглый взгляд. Возникает желание внимательно рассмотреть все сюжеты, искусно выполненные на библейскую тему. Оказывается, крест был вырезан сербами в Хиландарском монастыре на Святой Горе Афон. И такая благодать от него исходит!
Крест двусторонний. XVIII век. Афон. Дерево, резьба
Крест двусторонний. XVIII век. Афон. Дерево, резьба
Крест двусторонний
XVIII век
Афон
Дерево, резьба
Во втором зале несомненным украшением экспозиции стали работы знаменитых центров традиционных промыслов – Палеха, Холуя, Мстеры, Федоскино, Ростова издавна известные своими прекрасными миниатюрами.
   Во время работы выставки в этом зале проводились мастер-классы, которые были интересны и взрослым посетителям, и ребятам из детских студий. Так в день открытия «Православной миниатюры» мастер-класс по росписи пасхальных яиц, которые исстари являлись традиционным подарком к Пасхе, проводила художница из Палеха Ольга Терентьева-Макарова. Она показывала, какими должны быть деревянные заготовки, как вязать кисточки из беличьих хвостов. Рассказывала о любимых сюжетах художников – изображении рая, русских православных храмов, христосовании верующих. (Такие картинки на пасхальных яйцах получаются особенно выразительными).
   На вопрос представителей СМИ, сколько времени уходит на изготовление одного изделия, художница ответила, что это не ремесло, поставленное на поток, а искусство, и многое тут зависит от настроения, физического самочувствия, даже от погоды: солнечный ли день на дворе или пасмурный. Но самое главное, по ее убеждению, это молитвенный настрой.
   Выпускница Палехского художественного училища Ольга Терентьева-Макарова также расписывает знаменитые палехские шкатулки и пишет именные иконы.
   – Особенно когда приступаешь к написанию иконы, – продолжила она, – надо полностью отрешиться от всех мирских проблем, иначе твое состояние скажется на ликах святых.
Мастер-класс росписи пасхальных яиц. Ведет Ольга Терентьева-Макарова. Палех
Мастер-класс росписи пасхальных яиц
Ведет Ольга Терентьева-Макарова. Палех

Фото Нины Ставицкой
Об этом же – молитвенной сосредоточенности во время работы – говорил тележурналистам, пришедшим на открытие выставки, и ювелир из Санкт-Петербурга Юрий Федоров. По образованию физик, а по натуре лирик, он с детства что-то рисовал, вырезал из дерева, мастерил. Художественных увлечений было много. Увидев в музеях древние церковные предметы – медно-литые, резные, – Юрий поразился тому, что они, вроде бы просто, даже примитивно сделанные, оказывают какое-то сильное воздействие на душу. Захотел кое-что повторить, но вещи, по его признанию, получились пустыми. И только когда он пришел к вере и начал воцерковляться, в работах стала видна душа. Сегодня эксперты-искусствоведы называют Федорова одним из лучших ювелиров России. Он изготавливает нательные, нагрудные кресты, панагии, которые являют собой образец живого продолжения традиций византийского искусства. И каждое свое изделие мастер сопровождает подробными аннотациями о символике и иконографии. Наверное, это как раз то, что в наше время становится крайне необходимо людям, которые хотят не просто носить красивую вещь, но и знать об ее сакральном смысле…
ювелир Юрий Федоров. Санкт-Петербург
Юрий Федоров – ювелир
Санкт-Петербург
Внимание многих посетителей привлекла витрина с фотографиями драгоценных панагий, выполненных на высоком художественном уровне. Эти панагии, сообщил руководитель московских реставрационно-художественных мастерских «Феофания» Константин Бенедиктов, были заказаны Спасо-Преображенским Валаамским монастырем и затем подарены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
   – У нас замечательный коллектив, тонко чувствующий и понимающий специфику работы в церковной сфере, – сказал Константин. – За все заказы для храмов, монастырей, архипастырей мы беремся с благоговением. – Но над подарками для Его Святейшества трудились с особым трепетным чувством.
   Удивительны работы Юрия Хмелевского и Олега Сазонова. Мастерски выполнены ими миниатюры из бивня мамонта.
   Многие художники работают в традициях прошлого, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. Особое место среди этих изделий занимают миниатюрные и настольные иконы мастерской Гребенниковых, которые живут и трудятся в Великом Новгороде.
   Потрясают высочайшим мастерством и оригинальностью небольшие изящные работы, привезенные из Санкт-Петербурга Сергеем Земсковым. Вместе со своими коллегами по творческой мастерской «Адама» талантливый вдумчивый художник старается донести до людей благую весть, наглядно показывая с помощью оловянной миниатюры те сюжеты, о которых повествуется в Библии.
Мастерская «Адама». Санкт-Петербург. Скульптурная композиция «Рождество Иисуса Христа». Скульпторы: А. Садик, А. Рогачев, А. Зернов. 2004 – 2007 гг. Олово. 10 х 9 см
Мастерская «Адама». Санкт-Петербург
«Рождество Иисуса Христа». Скульптурная композиция
Скульпторы: А. Садик, А. Рогачев, А. Зернов
Олово
10 х 9 см
Возрождается искусство шитой иконы и гобелена. Гобелен сегодня - это и тканая картина, и декоративное панно, и православная икона. А число мастеров в этой области растет. К ним, признанным мастерам, принадлежит и  Наталия Озерная,  которая каждый день по 8 часов трудится над такими иконами. Произведения московской художницы находятся в музее Храма Христа Спасителя, Музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское», в Союзе художников России и в частных коллекциях как в нашей стране, так и за рубежом. Они выполнены с учетом сложившихся веками православных традиций ручного ткачества, но в то же время отвечают современным требованиям.
   Об этой, действительно уникальной и неповторимой выставке, можно рассказывать бесконечно. Но тем, кто имеет возможность придти сюда, в Леонтьевский переулок, дом 7, лучше увидеть ее своими глазами, чтобы пережить тот подъем духа, который пережили многие посетители, успевшие побывать в эти апрельские дни в Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации, и некоторые из них приобрели понравившиеся им работы современных мастеров.
   
   …В приветственном слове Святейшего Патриарха Алексия, адресованном организаторам, участникам и гостям выставки, приводится интересное свидетельство архидьякона Павла Алеппского, который в середине XVII столетия побывал в России вместе с Антиохийским Патриархом Макарием и увидел, что каждый русский ратник носил на груди красивый образ-складень, а, завершая день, ставил его на видном месте и творил перед ним молитву.
   Что же можно сказать о сегодняшнем дне? Что сегодня образы Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых подвижников Православной Церкви мы видим во многих автомобилях, автобусах, поездах, самолетах, на кораблях, то есть православная миниатюра – путные иконы, складни, тельные крестики – тоже востребована нашими современниками. Поэтому она так ярко, во всем своем многообразии представлена на выставке, ставшей прекрасным подарком верующим к Пасхе.
 

итоги выставок
Организаторы выставки:
Управление делами Московской Патриархии.
Фонд народных художественных промыслов РФ
ЦРПР «Русский Афон»,
Москва, Леонтьевский переулок, дом 7, офис 14.
тел: (495) 690-18-85,
факс: (495) 202-62-23,
Выставочная компания "Ортодокс-Экспо"
тел.: +7 (495) 291-35-86,
факс: +7 (495) 202-62-23.
e-mail: info@orthodox-expo.ru
www.orthodox-expo.ru
http://www.orthodox-expo.ru/
orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства