Итоги международной выставки «Свет Миру» Открытие выставки «Свет Миру»
«Свет Миру»
итоги выставки
Открытие
выставки

В. Курбатов: «Утро навсегда» Л. Л. Ежов: «Православное искусство в жизни общества»
В. Курбатов
Утро
навсегда
Л. Л. Ежов
Православное
искусство в
жизни общества
А. В. Рындина: «Современная икона - икона в современности» Т. В. Барсегян (Куксинская): «Современная православная скульптура»
А. В. Рындина
Современная
икона - икона в
современности
Т. В. Барсегян
(Куксинская)

Современная
православная
скульптура
И. А. Кеслер: «Лицевое шитьё - искусство литургическое» Т. И. Бойцова: «Современная религиозная живопись»
И. А. Кеслер
Лицевое шитьё -
искусство
литургическое
Т. И. Бойцова
Современная
религиозная
живопись
Т. В. Барсегян (Куксинская): «Детское творчество» Интервью с Митрополитом Калужским и Боровским Климентом
Т. В. Барсегян
(Куксинская)

Детское
творчество
Интервью с
Митрополитом
Калужским и Боровским
Климентом
Вручение Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II памятной статуэтки «Святой апостол и евангелист Лука» Закрытие выставки
Вручение
Патриарху Московскому
и Всея Руси
Алексию II

памятной статуэтки
 
Закрытие
выставки
      ГЛАВНАЯ   |    ГАЛЕРЕЯ   |    КОНТАКТЫ   |    ВИДЕО   |    ENGLISH  
Международная выставка православного искусства «СВЕТ МИРУ»

Т. В. Барсегян (Куксинская)
   доктор искусствоведения, эксперт
Современная православная скульптура
Одним из видов церковных художеств, восходивших к глубокой христианской древности, была скульптура. Она отличалась разнообразием материалов и форм произведений, особой семантической насыщенностью. Это была сакральная пластика – «икона на рези», меднолитая и статуарная пластика, кресты (поклонные, напрестольные, выносные, нагрудные и т. п.), а также декоративная и монументально-декоративная скульптура – резные киоты икон и иконостасы, рельефы, лепной декор храмов и т. п. Семантическая насыщенность скульптуры в силу функционального многообразия (использование в церковном обиходе и в личном благочестии) пронизывала все сферы жизни человека, определяла характер широкого проникновения скульптуры в искусство, начиная от церковного до народного творчества. Ведущее значение имела сакральная пластика, она ассимилировала многие виды искусств. Образ резной – иконы пластической – равночестен иконе живописной.
   Начавшееся в России еще в Синодальный период искоренение церковной пластики было продолжено в советское время, когда православная скульптура была практически уничтожена. Известны лишь единичные её образцы: неподалеку от Троице-Сергиевой лавры в 1960-1980-е годы неизвестный резчик создавал, опираясь на старинные традиции, скульптурные образы преподобного Нила Столобенского чудотворца, небесного покровителя Верхней Волги. К сожалению, ни в одном музее страны нет этих произведений.
   Выставка «Свет Миру» дала возможность, может быть, впервые за многие годы увидеть современную православную скульптуру России. Представленные работы позволяют определить некоторые тенденции, которые в настоящее время наметились в церковной пластике. Следует отметить, что по сравнению с иконописцами скульпторы находятся в более сложных условиях. Создание и исследование церковных живописных произведений имеет более развитую традицию по сравнению со скульптурой. Также хорошо известно, что изначально после принятия христианства на Руси в течение нескольких веков уничтожались языческие идолы, поэтому все объемно выполненные изображения принимались в дальнейшем с определенной опаской и осторожностью. Московские церковные соборы 60-х годов XVI столетия нанесли серьезный удар по сакральной пластике, хотя уже через четверть века наступил новый период её подъема. Однако церковная скульптура этого времени была отмечена полным отказом от национальных традиций, замененных вариантами интернационального маньеризма. Фактически исконные древние резные иконы изгонялись из храмов, заменялись западными образцами. Вместе с этим из нашего сознания выпал ценнейший древнейший пласт пластики, ведь скульптурная икона дольше живописной сохраняла связь с образцом, изначальную его каноничность.
   С XVII столетия, а особенно в XVIII–XIX веках, наблюдалось отступление от канонического православного образа. Традиции светского западноевропейского искусства нередко принимаются русскими мастерами церковных художеств без должного осмысления; православный аспект искусства начинает утрачивать свое доминирующее значение, уступая позиции критерию эстетическому. В период Нового времени в храмах России широкое распространение получила объемная трехмерная скульптура. С XIX века она приобрела стилевой характер, но оставалась церковной, поскольку была связана со зданием храма.
«На молебне». А. Смирнов. Бронза
«На молебне»
А. Смирнов
Бронза
В настоящее время важно определить отношение к статуарной пластике. Скульптурные изображения были известны в христианском мире издревле. Существовала статуя Христа, воздвигнутая исцеленной им «Кровоточивой женой» в Панеиде. Согласно преданию, святое изваяние Христа было создано из дерева свидетелем крестной казни Спасителя Никодимом; вероятно, оно являлось образцом для создания многочисленных деревянных «Распятий»; подобные были известны на Руси в XI веке. В Константинополе на колонне стояла мраморная скульптура, изображающая Богоматерь. Скульптура почиталась народом, император Константин, проезжая мимо нее, сходил с лошади и поклонялся образу Богородицы.
   В Древней Руси и России почитались и свято хранились народом скульптурные образы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Параскевы Пятницы, великомученика Георгия на коне, выполненные из дерева умелыми резчиками. Эти скульптурные образы представляли собой резные барельефные фигуры в рост, установленные в киоты; письменные источники называли их «иконами в храмцах».
«Пророк Илия». А. Смирнов. Бронза
«Пророк Илия»
А. Смирнов
Бронза
Под влиянием решений Большого Московского собора 1666–1667 годов, разрешивших страстную тематику, в России в Синодальный период широкое распространение в деревянной объемной сакральной скульптуре получил образ Скорбящего Спасителя в разных вариантах – «Христос в темнице», «Христос в терновом венце», «Христос в узах», «Полуночный Спас», «Распятие с предстоящими», а также «Усекновенная глава Иоанна Предтечи», которая почиталась как «Крест Христов», «Распятие Спасителя». Во всех регионах страны создавались резные царские врата, образы ангелов, серафимов и херувимов для иконостасов церквей. В Тверских землях крестьяне-самоучки вырезали для храмов и для многочисленных паломников Нило-Столобенской пустыни небольшие раздаточные скульптурные образы святого пустынника-молитвенника Нила. Деревянная сакральная пластика была любима народом, некоторые образы почитались чудотворными.
   На художественное решение скульптуры с ХVII века в значительной мере оказало влияние католическое светское западноевропейское искусство. Но важно учесть, что православная пластика резко отличалась от западноевропейской по художественному решению и характеру сакральных образов. В работах русских мастеров не было безудержной экспрессии, активной декоративности, мистицизма позднеготических, маньеристских и барочных католических скульптур. Главное отличие православных образов – их прикровенный созерцательный характер, одухотворенность, внутренняя сдержанность и ясность. Это роднило, генетически соединяло на основе православной веры сакральную трехмерную скульптуру Нового времени с привычными древнерусскими традиционными иконными образами, выполненными в технике темперы, резными.
   Православное искусство – каноническое; использование образцов – основа работы мастеров церковных художеств. Как показала выставка «Свет Миру», для современных скульпторов актуальны вопросы выбора образца, который бы отвечал требованиям церковного канона. Как в прошлом, так и сейчас мастера очень часто в своих работах представляют центральный образ христианского искусства – Иисуса Христа. Храмовую скульптуру «Христос в темнице» Сергея Мильченко возможно отнести к лучшим сакральным образам выставки «Свет Миру». Автор обращается к деревянной скульптуре, которую в XIX веке создавали безвестные резчики на Русском Севере, в Новгородских и Тверских землях, Центральной России, Пермском крае и во многих других, она считалась канонической и имелась почти в каждом сельском храме. Иконография образа «Христос в темнице» сложилась на основе апокрифического предания о последних днях жизни Спасителя, Его мученической кончине и чудесном воскресении. Христос, венчанный терновым венцом, представлен спокойно, прямо сидящим; лишь прижатая к щеке правая рука свидетельствует о Его печали. Фигура неподвижна, статична. Эта композиция создает эффект некоторой отстраненности образа, а вместе с тем – его силу, хотя тело Спасителя хрупкое. Скульптура сглаженная по пластическому решению, в трактовке тела наблюдаются некоторая угловатость и плоскостность. Все средства художественной выразительности мастер использовал, чтобы создать традиционный для православного искусства одухотворенный, спокойный и выразительный образ Спасителя, который с глубочайшим смирением примет свои крестные испытания.
   Работа А. Смирнова и Н. Панфилова «Спас Полуночный», мастерски выполненная в бронзе, знакомит зрителей выставки с иконографией Спасителя, получившей широкое бытование в России в XIX столетии, особенно в крестьянской среде. В то время храмовые образы «Спаса Полуночного» создавались из дерева. В народе существовало поверье, что ночью Спаситель выходит из храмов и бродит по улицам сел и деревень; отсюда название – «Спас Полуночный».
«Спас Полуночный». А. Смирнов, Н. Панфилов. Бронза
«Спас Полуночный»
А. Смирнов, Н. Панфилов
Бронза
Произведение современных авторов – почти трехмерный скульптурный горельеф, помещенный в киот, увенчанный главой с крестом (так схематично изображен храм, где пребывает Христос). А. Смирнов и Н. Панфилов следуют традициям древнерусских резчиков, которые помещали скульптурные образы в киоты. Авторы создают современный, выразительный образ Спасителя, в котором ясно звучит фольклорное начало. Подобное решение образа понятно: оно определено его особым почитанием в крестьянской среде.
   Как для старых, так и для современных скульпторов очень часто образцами являлись древние иконы, что придавало традиционному образу оттенок академичности. Примером служит большой храмовый скульптурный горельеф С. М. Сорокина «Спас в Силах» (бронза, литье). Образцом автору послужила центральная икона деисусного ряда иконостаса. Мастер, опустив некоторые детали, повторил в бронзе иконную композицию, складки облачений Христа в скульптуре «следуют» золотому ассисту хитона и гиматия иконного образа Спасителя. Лик Христа подобен античному слепку. «Спас в Силах» – это Христос, Вседержитель с поднятой благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в руке. Последний, Страшный суд над миром творит Владыка Вселенной. Созданный С. М. Сорокиным скульптурный образ Спасителя бесстрастен.
«Спас в Силах». С. Сорокин. Бронза
«Спас в Силах»
С. Сорокин
Бронза
Елена Безбородова образцом для своей работы «Распятие с предстоящими» выбрала меднолитые старообрядческие кресты XIX столетия. Автор умело, профессионально открыто копирует образцы, опуская лишь некоторые детали. Чтобы статуарная композиция была устойчива, современный мастер, в отличие от литейщиков старообрядцев, увеличивает гору Голгофу, на которой происходит крестная казнь Спасителя.
«Распятие с предстоящими». Елена Безбородова. Бронза
«Распятие с предстоящими»
Е. Безбородова
Бронза
Образ распятого Иисуса Христа отвечает глубоким размышлениям над главными вопросами человеческого бытия, людским надеждам на победу любви и добра над смертью и тленом. У Елены Безбородовой особо удачна скульптурная группа «Снятие с креста» (бронза, литье) – своей великолепной живописной лепкой пластических форм и силой передачи драматичности свершившихся событий.
«Снятие с креста». Елена Безбородова. Бронза
«Снятие с креста»
Е. Безбородова
Бронза
Заслуживает внимания работа Сергея Мильченко – рельеф «Вход в Иерусалим» (камень, резьба). В Древней Руси резьба по камню исполнялась преимущественно на поклонных крестах, надгробиях, фасадах храмов. Современный автор создает отдельную самостоятельную скульптурную композицию на тему многозначного евангельского события, которому посвящен один из главных двунадесятых церковных праздников. «Вход в Иерусалим» – это возвращение Спасителя из странствия, последний вход Его в город, где через несколько дней свершится предназначенное: Его муки, крестная смерть и грядущее за ней воскресение.
«Вход в Иерусалим» С. Мильченко. Камень
«Вход в Иерусалим»
С. Мильченко.
Камень
Сергей Мильченко не копирует какие-либо образцы, а по-своему решает композицию, опираясь на сложившиеся в церковном искусстве традиции. Он пытается передать образ вдохновенно, творчески осмыслить с позиций современного человека евангельское событие. В центре – сидящий на ослице Иисус Христос, за ним – ученики, впереди Его – толпа встречающих горожан. Действие происходит на фоне горы, олицетворяющей собой земную твердь. Автор вводит свои собственные штрихи в традиционную композицию – изображает овец, которые пришли вместе с пастухом к вратам Иерусалима. Он умело строит композицию, создает индивидуальные, выразительные образы учеников и жителей Святого града. Мастеру удалось передать раздумье и радость на лицах встречающих, печаль апостолов, спокойствие, сосредоточенность и задумчивость Спасителя, прозревшего грядущее. Проникновенно изобразил мастер последний путь Христа навстречу Его добровольным страданиям. В своей работе автор умело сочетал различные виды пластики – барельеф и почти трехмерный скульптурный горельеф. Скульптурная композиция «Въезд в Иерусалим» «ищет» свой пространственный контекст: она может находиться в храме, в художественной галерее, в частном доме, открытом природном пространстве городской или загородной усадьбы.
   Современные скульпторы в своих произведениях часто представляют вестников Господа – ангелов. Они, исполняя волю Бога, участвуют в жизни людей. Обычному человеку не дано их видеть. Согласно Священному Писанию, лишь иногда узреть их доводилось пророкам – людям, умеющим слушать волю Бога. Ангелы участвуют во многих евангельских событиях: они присутствуют при Рождестве Христа, приносят весть о Его Воскресении, участвуют в Вознесении.
   Талантливый скульптор Михаил Дронов в бронзовой статуе создаёт свой образ ангела (бронза, литье). Автор отступает от традиционной иконографической схемы: у него ангел – не прекрасное своей неземной красотой, подобное человеку крылатое существо (именно так принято в православном искусстве изображать ангела), а грустный, с маловыразительным, лишенным пафосности лицом подросток-худышка, в коротком открытом хитоне, и только огромные крылья за спиной призваны свидетельствовать о божественной природе образа. Михаил Дронов обращается к работам скульптора конца XIX – начала ХХ столетий Петра Игнатьевича Бромирского, входившего в творческое художественное объединение «Маковец», для представителей которого характерны духовные поиски, в частности – чувственность образов.
   «Иже Херувимы» – горельефная скульптурная композиция (бронза, литье) Сергея Бычкова на тему «Херувимской песни», которую исполняют в храме во время каждой божественной литургии. Это красивейшее песнопение, кажется, что не певчие в церкви, а ангелы поют на небесах. Херувимы – тоже ангелы, «небесные силы», «представители» одного из девяти ангельских чинов, считается, что они поддерживают силу Бога и изображаются в виде одной головы с одной, двумя и тремя парами крыльев. Образы поющих и музицирующих ангелов часто встречаются в западноевропейском искусстве. Сергею Бычкову, вероятно, образцом могла послужить живописная композиция «Поющие ангелы» створок Гентского алтаря, выполненная в 1432 г. прославленным Яном Ван Эйком. В работе прочитываются и впечатления от церковного хора с участием прихожан, что придает скульптурной композиции особый дух соборности. Мастеру удалось создать вдохновенно прекрасные образы поющих ангелов, привычные и традиционные для восприятия православного человека.
«Иже Херувимы». С. Бычков. Бронза
«Иже Херувимы»
С. Бычков
Бронза
Современные мастера значительно расширили круг тем православной пластики. В разных регионах России создаются скульптурные образы особо почитаемых святых. На выставке в Манеже был представлен скульптурный горельеф «Преподобный Серафим Вырицкий», выполненный из камня Александром Смирновым. Святой инок почитается в Санкт-Петербурге и на северо-западе России, к мощам преподобного Серафима в Вырицу, что под Петербургом, ныне приезжает много паломников. Мастер создал убедительный, выразительный, обаятельный и вместе с тем обобщенный образ инока-молитвенника. Лик почти портретен, широкая пышная борода тщательно проработана резцом. Скульптуру характеризует плавность форм, фигура сильно уплощена, небольшие складки облачений слегка намечены. В данной работе современный мастер удачно использует традиции церковной средневековой резьбы по камню, возвращаясь к характерным особенностям русской православной пластики, которая по своей сущности была «иконной».
   В настоящее время создается много произведений, посвященных отдельным событиям житий святых. Подобные скульптурные образы появились в начале ХХ столетия: то были статуарные композиции «Преподобный Серафим Саровский кормит медведя», рельеф «Преподобный Сергий Радонежский и медведь» на деревянных ложках из Троице-Сергиевой лавры. В этом случае иконографическим источником пластики служили Жития святых и их житийные иконы. Удачный пример подобных работ на выставке – скульптурные композиции Александра Смирнова «Пророк Илия» (бронза, камень, литье, резьба), «Святой Герасим и лев» (бронза, литье) и Сергея Бычкова «Северная пустыня» (бронза, литье). В «Северной пустыне» явно прослеживается стилистика народного искусства – богородской игрушки. Достоверная духовная традиция рождает удивительно выразительный образ пророка Илии, небольшая скульптурная композиция воспринимается как монументальное произведение.
«Северная пустыня». С. Бычков. Бронза
«Северная пустыня»
С. Бычков
Бронза
Много и успешно работает известный московский скульптор Ю. П. Хмелевской. Его миниатюрные скульптурки, выполненные из бивня мамонта, отличает высокий художественный уровень исполнения. Мастер, следуя лучшим традициям русской реалистической пластики XIX столетия, создает изумительные миниатюрные ростовые скульптуры – портреты первого ученика Спасителя апостола Андрея Первозванного и знаменитого противника церковных реформ, проводимых Патриархом Никоном, протопопа Аввакума.
«Протопоп Аввакум». Ю. Хмелевской. Бивень мамонта
«Протопоп Аввакум»
Ю. Хмелевской
Бивень мамонта
Ю. П. Хмелевской представил на выставку «Свет Миру» уникальную работу «Новый российский трон», инкрустированный резными рельефными композициями на темы Священной истории, выполненными из бивня мамонта.
   К традициям русского реализма в своей работе «Столпник» обращается В. В. Кравченко. Автор находит оригинальное решение темы «столпничества», где сам столп в соотношении с полуфигурой подвижника воспринимается как подиум для скульптурных бюстов Нового времени. Образ настолько полон духовной выразительности, что как бы перерастает значение реалистического скульптурного портрета.
   На рубеже XX–XXI столетий появились произведения, которых не существовало ранее в православной пластике, – жанровые скульптурные композиции на тему церковных обрядов. На выставке «Свет Миру» были представлены прекрасно выполненные работы Александра Смирнова «На молебне», (бронза, литье) «Крещение» (дерево, резьба).
«Крещение». А. Смирнов. Дерево, резьба
«Крещение»
А. Смирнов
Дерево, резьба
В этих произведениях есть «ощущение» Церкви, несмотря на их «обытовленность», очень теплое, бережное отношение автора к происходящему: это и церковное таинство, и жизнь православного человека.
   Удивительна композиция С. Бычкова «Отпевание» (бронза, литье): её объем – объем нерасчлененный, обобщенный – придает скульптуре особое звучание; объединяет всех предстоящих и усопшего: заканчивается жизнь земная – начинается жизнь вечная. К кругу этих сюжетов принадлежит выполненная в традициях реализма работа Елены Безбородовой «Крещение» (бронза, камень, литье, резьба).
«Крещение». Е. Безбородова. Бронза, камень, литье, резьба
«Крещение»
Е. Безбородова
Бронза, камень, литье, резьба
Появление таких композиций в настоящее время вполне объяснимо: миновало безбожье советского периода отечественной истории, человек обретает веру, возвращается в Православную Церковь, стремится понять церковную службу, ее обряды.
   Выставка «Свет Миру» свидетельствует и о другом новом явлении в культуре России – создании монументальных памятников святым. В нашей стране установлены скульптурные памятники преподобному Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде (автор В. М. Клыков), святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских у истока Волги, в селе Волго-Верховье Тверских земель; Ксении Петербургской в Твери (скульпторы Б. М. Сергеев, О. Панкратова из Санкт-Петербурга, архитектор Б. И. Царев), преподобному Серафиму Саровскому в Сарове (автор В. М. Клыков) и ряд других. В Манеже зрители смогли увидеть прекрасно выполненные модели памятников «Преподобный Савва Сторожевский» (автор Сергей Сорокин, бронза, литье) и «Апостол Петр» (автор Михаил Дронов, бронза, литье). Образ бывшего рыбака, последовавшего за Спасителем – апостола Петра, которому Господь вручил ключи от Рая, поражает своей открытостью и мудростью, самоуглубленностью, красотой живописной пластики форм. Михаил Дронов в этой работе следует лучшим традициям русской реалистической пластики XIX столетия. Совершенно иной характер имеет образ строгого молитвенника преподобного Саввы Сторожевского, ученика прославленного Сергия Радонежского, устроителя и «игумена Земли Русской». Образцом для работы скульптора послужили древнерусские иконы и резные иконы художественной мастерской Троице-Сергиевой лавры.
   На выставке были и произведения на библейские и евангельские сюжеты. Их авторы достигли высокого совершенства в пластике форм, за счет фактуры материала, добились выразительности образа. Определяющими чертами некоторых работ явились чувственность, декоративность – качества, чуждые православному искусству. Подобное решение во многом объясняется тем, что авторы в качестве образцов использовали католическую скульптуру. Эти произведения выполнены в стиле, где маньеризм соединяется с модерном. Успешно заниматься православной пластикой может только духовно зрелый, верующий мастер, который хорошо понимает сущность православного образа.
   Выставка «Свет Миру» ясно обозначила творческие проблемы, возникающие перед современными скульпторами, и многообразие художественных ориентиров, которые авторы ищут не только внутри древних православных традиций, но и в мировой художественной культуре в целом в рамках произведений на тему Священной истории. Остро стоит вопрос – как соотнести новые образы с требованиями традиционного канонического искусства? Опыт показывает: важно хорошо изучить художественное наследие раннехристианского периода, Византии и Древней Руси, правильно выбрать образцы для работы. Современные мастера должны научиться создавать свои произведения с учетом традиций русской православной пластики, которая по своей сущности «иконна». К сожалению, эта «иконность» словно не знакома большинству мастеров; не ясно место, где может находиться скульптура: или это сакральная пластика, или художественное произведение на библейские и евангельские сюжеты, которое может «жить» самостоятельной жизнью вне храма, находясь в картинной галерее, офисе, доме или парке. Очень ценно, что во многих работах современных скульпторов присутствует духовное начало, и это радует.
   
 

итоги выставок
Организаторы выставки:
Управление делами Московской Патриархии.
Фонд народных художественных промыслов РФ
ЦРПР «Русский Афон»,
Москва, Леонтьевский переулок, дом 7, офис 14.
тел:    +7 (495) 690-18-85,
факс: +7 (495) 695-62-23.
Выставочная компания "Ортодокс-Экспо"
тел:    +7 (495) 691-91-64,
факс: +7 (495) 695-62-23.
e-mail: info@orthodox-expo.ru
www.orthodox-expo.ru
http://www.orthodox-expo.ru/
orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства