Итоги международной выставки «Свет Миру» Открытие выставки «Свет Миру»
«Свет Миру»
итоги выставки
Открытие
выставки

В. Курбатов: «Утро навсегда» Л. Л. Ежов: «Православное искусство в жизни общества»
В. Курбатов
Утро
навсегда
Л. Л. Ежов
Православное
искусство в
жизни общества
А. В. Рындина: «Современная икона - икона в современности» Т. В. Барсегян (Куксинская): «Современная православная скульптура»
А. В. Рындина
Современная
икона - икона в
современности
Т. В. Барсегян
(Куксинская)

Современная
православная
скульптура
И. А. Кеслер: «Лицевое шитьё - искусство литургическое» Т. И. Бойцова: «Современная религиозная живопись»
И. А. Кеслер
Лицевое шитьё -
искусство
литургическое
Т. И. Бойцова
Современная
религиозная
живопись
Т. В. Барсегян (Куксинская): «Детское творчество» Интервью с Митрополитом Калужским и Боровским Климентом
Т. В. Барсегян
(Куксинская)

Детское
творчество
Интервью с
Митрополитом
Калужским и Боровским
Климентом
Вручение Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II памятной статуэтки «Святой апостол и евангелист Лука» Закрытие выставки
Вручение
Патриарху Московскому
и Всея Руси
Алексию II

памятной статуэтки
 
Закрытие
выставки
      ГЛАВНАЯ   |    ГАЛЕРЕЯ   |    КОНТАКТЫ   |    ВИДЕО   |    ENGLISH  
Международная выставка православного искусства «СВЕТ МИРУ»

Т. И. Бойцова
   искусствовед, Заслуженный деятель искусств России
Современная религиозная живопись
В России в Новое время произошло начавшееся еще в XVII столетии разделение культуры на духовную (церковную) и светскую. Развитие новых форм, отличных от тех, в которых развивалось искусство в средневековую эпоху, не означает, разумеется, отсутствия культурной преемственности. В искусстве Нового времени имели место христианские темы и сюжеты, ряд художественных явлений, ориентированных на изобразительную культуру Древней Руси. Образы пейзажной живописи отражали национальное своеобразие русского ландшафта, во многом определяемое православными храмами и монастырями Древней Руси. Портреты понимались как «документы эпохи», показывающие замечательных деятелей русской культуры. В укладе российской жизни XVIII-XIX столетий устойчиво присутствовали традиционные формы бытового ритуала, связанные с православными церковными праздниками, паломничеством в монастыри и т.п. Обращение к историческому прошлому, проблемам богословского и общефилософского порядка мы находим в работах Александра Иванова, Н. Н. Ге, В. И. Сурикова, М. В. Васнецова, И. И. Левитана и других художников.
   В России с середины XIX столетия, наряду с произведениями на библейские и евангельские темы, в живописи стали появляться работы, впрямую не связанные с религиозными сюжетами, но отражающие события духовной жизни народа и красоту природы. Прежде всего это картины Алексея Венецианова и Григория Сороки, создавшие основу для развития национального пейзажа и вписавшие в историю искусства замечательные страницы. Позднее эту линию развили Илья Репин, Алексей Саврасов, затем – Михаил Нестеров, создатель цикла глубоко религиозно прочувствованных образов в картинах «Пустынник», «Под благовест», «Великий постриг» и особенно в его выдающемся полотне «Видение отроку Варфоломею». В этом же замечательном ряду назовем имена Виктора и Аполлинария Васнецовых, Михаила Врубеля, Павла Корина.
   В советское время насильственно прерванную традицию православной картины нередко можно было почувствовать в пейзажах и жанровых произведениях отдельных мастеров. Видимо, генетической памятью народа, корневой связью его с традиционным православным представлением о добре и любви объясняются начавшиеся в постсоветский период попытки возродить религиозную картину. Сейчас в стране с каждым годом все больше живописцев встают на этот путь. Среди них – люди самых разных поколений, живущие в различных городах России.
   На выставке «Свет Миру» хорошо обозначились не только характерные черты, но и проблемы современной возрождающейся религиозной живописи. Так, в частности, как тенденцию можно отметить интерес художников к духовной жизни священнослужителей, насельников монастырей и православных мирян. В православной картине действуют свои законы, в ней важны навыки академического рисунка, композиции, колористического решения, всего арсенала средств, необходимых авторам для создания ярких, сильных художественных образов. Свободное владение этими средствами требует постоянной практики, в противном случае мастерство неизбежно утрачивается. К сожалению, в наши дни религиозная историческая картина более всего подвержена безвкусице и самодеятельности, поэтому так процветает в ней китч. Выставка «Свет Миру» своевременно подчеркнула эти проблемы. Однако рождаются искренние, по-настоящему талантливые и профессиональные полотна, дающие основания полагать, что возрождение этой линии в искусстве идет в нашей стране по своему естественному пути.
«Вид на Святую гору Афон». П. Чекмарёв
«Вид на Святую гору Афон»
П. Чекмарёв
«Дорогами старцев». Е. Зайцев
«Дорогами старцев»
Е. Зайцев
В экспозиции обращали на себя внимание портреты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, созданные Владимиром Соковниным и отцом Михаилом Малеевым. Каждый из них по-своему увидел и представил образ Предстоятеля Русской Православной Церкви. Заслуженный художник России Владимир Соковнин, один из авторов восстановления росписей храма Христа Спасителя, продемонстрировал в портрете Святейшего Патриарха мастерство, вкус и деликатный подход к раскрытию образа.
«Портрет Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». В. Соковнин
«Портрет Патриарха Московского и всея Руси Алексия II»
В. Соковнин
Иначе решил его портрет отец Михаил (Малеев), изобразивший Патриарха во время посещения острова Валаам в лодке посреди озера. В этом образе немало лирических мотивов. Названа картина «Патриарх. Осень» (2001), словно автору хотелось рассказать несколько больше, чем просто передать облик Патриарха.
«Патриарх. Осень». Протоиерей Михаил Малеев
«Патриарх. Осень»
Протоиерей Михаил Малеев
В других работах отца Михаила, написанных по впечатлениям от поездки на Афон, развернут выразительный рассказ о жизни величайшей святыни – русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Повествование строится на основе серии портретов насельников этой обители.
«Яблочный спас на Афоне». Протоиерей Михаил Малеев
«Яблочный спас на Афоне»
Протоиерей Михаил Малеев
Наиболее цельными по мироощущению и духовному переживанию представляются работы Антона Стекольщикова, талантливо выступавшего со своими композициями на всероссийской выставке, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Радовало присутствие полотен одаренной молодежи. Егор Зайцев, Александр Косничев, Дмитрий и Эльмира Петровы, Дмитрий Дроздов смогли передать в образах своих героев благочестие, чистоту, смирение. Егор Зайцев, прожив два года в одном из монастырей Центральной России, написал немало интересных работ, в которых рассказал о монастырской жизни, о труде монахов-иконописцев. Любовь к Отечеству, Земле Русской ясно звучала в работах отца Александра Егорова, Марии Вишняк.
«Схимник Корнилий». М. Вишняк
«Схимник Корнилий»
М. Вишняк
В выставке принимал участие и Владимир Фирсов, дипломант Международной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
«Явление Святой Троицы преподобному Сергию». Владимир Фирсов
«Явление Святой Троицы преподобному Сергию»
В. Фирсов
Безусловно, живописный раздел выставки «Свет Миру» предоставил редкую возможность познакомиться с возрождением русской православной картины. Эта линия в живописи с каждым годом становится все более ощутимой.
 

итоги выставок
Организаторы выставки:
Управление делами Московской Патриархии.
Фонд народных художественных промыслов РФ
ЦРПР «Русский Афон»,
Москва, Леонтьевский переулок, дом 7, офис 14.
тел:    +7 (495) 690-18-85,
факс: +7 (495) 695-62-23.
Выставочная компания "Ортодокс-Экспо"
тел:    +7 (495) 691-91-64,
факс: +7 (495) 695-62-23.
e-mail: info@orthodox-expo.ru
www.orthodox-expo.ru
http://www.orthodox-expo.ru/
orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства orthodox-expo - международные выставки православного искусства