Т. И. Бойцова
искусствовед, Заслуженный деятель искусств России
В России в Новое время произошло начавшееся еще в XVII столетии разделение культуры на духовную (церковную) и светскую. Развитие новых форм, отличных от тех, в которых развивалось искусство в средневековую эпоху, не означает, разумеется, отсутствия культурной преемственности. В искусстве Нового времени имели место христианские темы и сюжеты, ряд художественных явлений, ориентированных на изобразительную культуру Древней Руси. Образы пейзажной живописи отражали национальное своеобразие русского ландшафта, во многом определяемое православными храмами и монастырями Древней Руси. Портреты понимались как «документы эпохи», показывающие замечательных деятелей русской культуры. В укладе российской жизни XVIII-XIX столетий устойчиво присутствовали традиционные формы бытового ритуала, связанные с православными церковными праздниками, паломничеством в монастыри и т.п. Обращение к историческому прошлому, проблемам богословского и общефилософского порядка мы находим в работах Александра Иванова, Н. Н. Ге, В. И. Сурикова, М. В. Васнецова, И. И. Левитана и других художников.
В России с середины XIX столетия, наряду с произведениями на библейские и евангельские темы, в живописи стали появляться работы, впрямую не связанные с религиозными сюжетами, но отражающие события духовной жизни народа и красоту природы. Прежде всего это картины Алексея Венецианова и Григория Сороки, создавшие основу для развития национального пейзажа и вписавшие в историю искусства замечательные страницы. Позднее эту линию развили Илья Репин, Алексей Саврасов, затем – Михаил Нестеров, создатель цикла глубоко религиозно прочувствованных образов в картинах «Пустынник», «Под благовест», «Великий постриг» и особенно в его выдающемся полотне «Видение отроку Варфоломею». В этом же замечательном ряду назовем имена Виктора и Аполлинария Васнецовых, Михаила Врубеля, Павла Корина.
В советское время насильственно прерванную традицию православной картины нередко можно было почувствовать в пейзажах и жанровых произведениях отдельных мастеров. Видимо, генетической памятью народа, корневой связью его с традиционным православным представлением о добре и любви объясняются начавшиеся в постсоветский период попытки возродить религиозную картину. Сейчас в стране с каждым годом все больше живописцев встают на этот путь. Среди них – люди самых разных поколений, живущие в различных городах России.
На выставке «Свет Миру» хорошо обозначились не только характерные черты, но и проблемы современной возрождающейся религиозной живописи. Так, в частности, как тенденцию можно отметить интерес художников к духовной жизни священнослужителей, насельников монастырей и православных мирян. В православной картине действуют свои законы, в ней важны навыки академического рисунка, композиции, колористического решения, всего арсенала средств, необходимых авторам для создания ярких, сильных художественных образов. Свободное владение этими средствами требует постоянной практики, в противном случае мастерство неизбежно утрачивается. К сожалению, в наши дни религиозная историческая картина более всего подвержена безвкусице и самодеятельности, поэтому так процветает в ней китч. Выставка «Свет Миру» своевременно подчеркнула эти проблемы. Однако рождаются искренние, по-настоящему талантливые и профессиональные полотна, дающие основания полагать, что возрождение этой линии в искусстве идет в нашей стране по своему естественному пути.
|
«Вид на Святую гору Афон»
П. Чекмарёв |
|
|
«Дорогами старцев»
Е. Зайцев |
|
В экспозиции обращали на себя внимание портреты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, созданные Владимиром Соковниным и отцом Михаилом Малеевым. Каждый из них по-своему увидел и представил образ Предстоятеля Русской Православной Церкви. Заслуженный художник России Владимир Соковнин, один из авторов восстановления росписей храма Христа Спасителя, продемонстрировал в портрете Святейшего Патриарха мастерство, вкус и деликатный подход к раскрытию образа.
|
«Портрет Патриарха Московского и всея Руси Алексия II»
В. Соковнин |
|
Иначе решил его портрет отец Михаил (Малеев), изобразивший Патриарха во время посещения острова Валаам в лодке посреди озера. В этом образе немало лирических мотивов. Названа картина «Патриарх. Осень» (2001), словно автору хотелось рассказать несколько больше, чем просто передать облик Патриарха.
|
«Патриарх. Осень»
Протоиерей Михаил Малеев |
|
В других работах отца Михаила, написанных по впечатлениям от поездки на Афон, развернут выразительный рассказ о жизни величайшей святыни – русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Повествование строится на основе серии портретов насельников этой обители.
|
«Яблочный спас на Афоне»
Протоиерей Михаил Малеев |
|
Наиболее цельными по мироощущению и духовному переживанию представляются работы Антона Стекольщикова, талантливо выступавшего со своими композициями на всероссийской выставке, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Радовало присутствие полотен одаренной молодежи. Егор Зайцев, Александр Косничев, Дмитрий и Эльмира Петровы, Дмитрий Дроздов смогли передать в образах своих героев благочестие, чистоту, смирение. Егор Зайцев, прожив два года в одном из монастырей Центральной России, написал немало интересных работ, в которых рассказал о монастырской жизни, о труде монахов-иконописцев. Любовь к Отечеству, Земле Русской ясно звучала в работах отца Александра Егорова, Марии Вишняк.
|
«Схимник Корнилий»
М. Вишняк |
|
В выставке принимал участие и Владимир Фирсов, дипломант Международной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
|
«Явление Святой Троицы преподобному Сергию»
В. Фирсов |
|
Безусловно, живописный раздел выставки «Свет Миру» предоставил редкую возможность познакомиться с возрождением русской православной картины. Эта линия в живописи с каждым годом становится все более ощутимой.
|